Можно победить любое оружие, кроме оружия духа.
Наполеон
Цель: расширить представление о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда; формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, показать деструктивный характер попыток извратить историю войны, принизить значение Победы; воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
«Великая Отечественная» война — борьба за право жить, за право дышать, за право называться человеком.
Метроном. Для чего он предназначен? (Маятниковый прибор для отсчета коротких промежутков времени, употребляется при определении темпа в музыке.) Более полувека назад стук этого прибора жадно ловил по радио весь мир. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца. Одни слушали его, как великую и прекрасную музыку. Другие — как приговор, как свидетельство преступления против человечества. Слушали внимательно. Следили за ритмом. За тем, не прерывается этот стук. Даже премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в спальне и в кабинете постоянно держал радиоприемники, настроенные на радиоволну, которая передавала этот мерный стук, часто включал их, чтобы проверить, бьется ли в эфире пульс этого метронома.
Блокада Ленинграда — это трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ее вели солдаты, партизаны, жители города на Неве. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город, они победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Неве прогремел торжественный салют в ознаменование полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады.
Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги… Город держался 900 дней и ночей.
В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей.
Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г.
Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались.
В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами.
Все это резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда.
Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов.
Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором эта девочка записывала точные даты смерти своих близких. Таню вывезли на Большую землю, но спасти девочку так и не смогли.
«За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщники чинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».
Дорога жизни
Но ив этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Уходили на фронт новые бойцы, ленинградские заводы ремонтировали боевую технику, выпускали гранаты, мины, снаряды, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. Пример ленинградцев еще раз доказал, что успешный отпор врагу зависит не только от боеспособности армии, но и от участия в борьбе всего народа.
Отрезанные от Большой земли, защитники Ленинграда сражались не в одиночестве. Неразрывными нитями они были связаны со страной, со всем народом. Блокированный город знал, что к нему Устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины! Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни.
В 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубы для подачи нефтепродуктов и электрический кабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по ладожской ледовой Дороге жизни стало поступать продовольствие, нормы снабжения увеличились. По этой же дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных — около миллиона человек было вывезено из осажденного Ленинграда. Сломить стойкость и волю защитников города к сопротивлению, победить их голодной смертью немцам так и не удалось.
Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.
«Этому подвигу нет равных» — так можно сказать о каждом дне каждого жителя города в те дни. Теряя родных и близких, ленинградцы сохраняли стойкость духа, самоотверженно переносили трудности. Моральной дистрофии, на которую так надеялось немецкое командование, блокируя город, так и не последовало.
Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц — «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру.
Я говорю, нас, граждан Ленинграда
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
Август, 1941
Подвигом музыкантов стало исполнение в осажденном городе симфонии Шостаковича. И эту музыку услышал по радио весь мир. Подвигом ученых и сотрудников Всесоюзного института растениеводства было сохранение сортовой коллекции семян — всего более 100 тыс. образцов из 118 стран. А это — тонны зерна, которые сохранили умирающие от голода люди! Таких примеров стойкости и верности долгу можно приводить тысячи.
Прорыв блокады
12 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота приступили к выполнению операции «Искра» — так называлась операция по прорыву блокады Ленинграда. 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, и Ленинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечтал каждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждала вся страна. Но окончательное освобождение пришло только через год.
900 дней и ночей продолжалась блокада. Немцы создали вокруг Ленинграда мощные укрепления, которые они назвали «стальным кольцом». Им эта оборона казалась непреодолимой.
В январе 1944 г. началась решающая битва за Ленинград. На пути советских войск были густые проволочные заграждения, сплошные минные поля, высокие валы, несколько линий дотов и дзотов. Но ничто не смогло остановить наших бойцов, стремившихся освободить Ленинград от блокады.
В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник.
На высоком гранитном постаменте — бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально- торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Что же помогло ленинградцам?
Как им удалось выжить и чего не учли фашистские стратеги? Ответ на этот вопрос можно найти в «Блокадной книге» — так называется книга воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду. Эту книгу создали известные советские писатели А. Адамович и Д. Гранин. Авторы приводят дневники, письма, рассказы ленинградцев, которые самоотверженно и скромно выполняли свой патриотический долг. Мы увидели необычайные примеры крепости духа, примеры благородства, красоты, исполнения долга, но и — неслыханных страданий, мучительных лишений, смертей… Вот отрывки из «Блокадной книги».
Надо понять, что значило слово «работать» в блокадном Ленинграде. «Каждое движение происходило замедленно. Медленно поднимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно, с трудом поднимали ноги…» И в этом состоянии нужно было ремонтировать орудия, подниматься на чердак, чтобы тушить «зажигалки», расчищать завалы. «Чтобы понять, чего это стоило ленинградцам, надо, прежде всего, понять протяженность и силу блокадного голода, протяженность его не только вширь, но и как бы вглубь человека. Надо понять, как сказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергались и психика, и душа, и вера, причем не вообще человека, а конкретного, этого, потому что у каждого было свое, своя схватка с голодом, и протекала она по-разному. Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие, можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истинной величины мужества защитников города… Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат — жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город…»
Что же можно было противопоставить таким пыткам?
«Довольно скоро многие почувствовали спасительную силу товарищества, старались соединиться, быть вместе. Приспосабливали в рабочих помещениях комнаты, ставили кровати, налаживали отопление, быт. Скучивались, собирались по цехам, по отделам, жались друг к другу, ища тепла, помощи. Да и работать так было легче, не ходить из дома и домой пешком в непогоду. Первыми, естественно, переходили на казарменное одинокие и те, у кого семьи были эвакуированы. Хуже приходилось, когда семья жила в городе и нельзя было оставить мать, жену, детей одних».
Люди остались в живых потому, что их держало на ногах чувство любви, долга, преданности — ребенку, дорогому человеку, родному городу… Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили — так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе. Открывали других, открывали и себя — с лучшей стороны. Блокадная жизнь, конечно, обнажила и самые затаенные, скрытые пороки человеческие, которые в обычной мирной жизни часто маскировались красивыми речами, заверениями, умением понравиться, быть душою общества и тому подобными способностями. Но происходило и обратное. За молчаливостью, угрюмостью, резкостью, неучтивостью вдруг открывалась такая готовность помочь, такая сила нежности, любви, сочувствия!»
В чем проявлялась духовность ленинградцев того времени?
Вот как на этот вопрос отвечает один из блокадников: «Не паниковали, не психовали. Было мало истерики, криков. Я вообще против слова «героизм» в этих условиях. Была выдержка, было достоинство, даже в смерти. Был оптимизм, не надежда личная, а оптимизм общества. Вообще в Ленинграде народность соединилась с интеллигентностью…» И эта интеллигентность ленинградцев и победила блокаду».
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…
Февральский дневник.
«Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», — говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности.
Не забывайте об этом!